Назад » »

Автоматизированная система «Инфобанк»: клиенту – время, Сбербанку – экономия

В октябре 2014 года успешно завершена централизация автоматизированой системы «Инфобанк» во всех территориальных банках Сбербанка. Это позволило существенно повысить скорость выполнения операций и значительно снизить стоимость сопровождения системы и внедрения новых продуктов. Проект реализован в рамках стратегической Программы «Централизация 2.0».

Предыстория АС «Инфобанк» в Сбербанке

Команда специалистов Сбербанка

АС «Инфобанк» была создана в Сбербанке в начале 2000-х и пришла на замену ИС «Вексель» и ИС «Депозитный сертификат». Система предназначалась для информационного сопровождения операций с векселями, депозитными и сберегательными сертификатами, расчетными чеками и дорожными чеками иностранных эмитентов.

Перед разработчиками была поставлена задача объединить в одной системе функционал по всем неэмиссионным ценным бумагам и чекам, имеющим схожие параметры и единый жизненный цикл. При этом Система в силу своей архитектуры и наличия центральной базы данных изначально обеспечивала возможность безрисковой оплаты ценной бумаги в любом подразделении Сбербанка (инвариантность).

В дальнейшем это качество позволило включать новые услуги (в первую очередь, денежные переводы), ключевым условием предоставления которых являлось требование инвариантности.

В силу ограничений, которые существовали во время первоначального внедрения системы (отсутствие надежных каналов связи, унифицированного механизма гарантированной доставки информации в центральный узел) было принято решение создать промежуточные узлы АС «Инфобанк» в территориальных банках Сбербанка и собственный транспортный механизм гарантированной доставки информации в центральный узел системы. Таким образом, взаимодействие большинства узлов системы осуществлялось по технологии off-line.

АС «Инфобанк» – бэкофисная система, предназначенная для продуктового учета неэмиссионных ценных бумаг (векселя, депозитные и сберегательные сертификаты) и денежных переводов («Колибри» (Блиц), MoneyGram ). Процессинг АС «Инфобанк» используется для информационного сопровождения и обеспечения инвариантности операций в любом подразделении Сбербанка. Разработка АС «Инфобанк» ведется в ЦК5 «Развитие процессинговых и биллинговых технологий» Департамента развития фронтальных систем и электронных каналов обслуживания.

Несмотря на это, «Инфобанк» обеспечивал проведение операции оплаты ценной бумаги в течение часа, и выплаты денежного перевода в течении 10-20мин., что полностью удовлетворяло Сбербанк на тот момент.

Проблемы роста АС «Инфобанк»

C увеличением числа продуктов и ростом количества клиентских операций стали проявляться недостатки распределенной схемы АС «Инфобанк»: в моменты пиковых нагрузок в транспортном механизме стали возникать файловые очереди, которые требовали пристального внимания администраторов.

Остро встала проблема архивации. Возросла стоимость сопровождения: периодическая модернизация КТС в каждом территориальном узле и обучение персонала служб сопровождения требовали дополнительных ресурсов. Стали проявляться трудности с синхронизацией разных версий ПО, установленных в разных узлах. К техническим проблемам добавились вызовы времени – ориентация на клиента требовала ускорения обслуживания, а значит существенного сокращения времени регистрации операций. Возникла необходимость пересмотра архитектуры Системы и перехода на работу в режим on-line.

Централизация АС «Инфобанк» в Сбербанке

Продуктовая линейка АС «Инфобанк» Сбербанка

Было принято решение провести реинжиниринг системы, пересмотреть архитектуру и реализацию основного функционала АС «Инфобанк». Проект получил название «Централизация АС «Инфобанк» на КТС ЦА» и был реализован в рамках стратегической программы Сбербанка «Централизация 2.0».

В 2013-2014 гг. удалось реализовать весь основной функционал системы на целевой архитектуре, провести интеграцию с фронтальными и учетными системами с использованием в качестве транспорта Корпоративной сервисной шины. Обновленный «Инфобанк» Сбербанка был поэтапно внедрен во всех территориальных банках.

Все поставленные задачи были выполнены:

  • время регистрации операции в системе сократилось с 1 часа для ценных бумаг и 10-20 мин. для денежных переводов до нескольких секунд по всем операциям;
  • интеграция с фронтальными системами исключила двойной ввод операций, что резко сократило трудозатраты операционно-кассовых работников на операции с ценными бумагами и денежными переводами;
  • значительно сократились затраты на сопровождение системы в территориальных банках Сбербанка;
  • высвободились значительное количество аппаратных ресурсов территориальных банков, которые можно использовать на других задачах.

Лозунг «Клиенту – время, Сбербанку – экономия» при централизации АС «Инфобанк» воплотился в жизнь. В процессе централизации были также решены сопутствующие проблемы бизнеса, реализованы режимы, которые были невозможны в архитектуре off-line, расширена функциональность системы.

Фактически была создана практически новая система. Сегодня «Инфобанк», функционируя на базе современного гео-кластера базы данных и используя ферму серверов приложений с балансировкой, готов, как минимум, к 10-кратному увеличению операций и ускоренному вводу новых продуктов для клиентов Сбербанка.

Перспективы развития АС «Инфобанк»

Централизованная система предъявляет новые требования к уровню надежности и доступности. Для поддержания высокой стабильности системы при росте количества операций, а также существенного повышения доступности в 2015-2016 гг. планируется проведение комплекса мероприятий:

  • организация отдельной базы данных для формирования отчетности;
  • организация регулярного архивирования данных по завершению жизненного цикла банковских продуктов;
  • сегментирование серверов приложений на группы по основным направлениям обслуживания;
  • реконфигурация серверов приложений АС с разделением на два отдельных кластера с размещением ячеек управления кластеров в разных ЦОД;
  • унификация интеграционных сервисов, полный переход к асинхронной модели взаимодействия;
  • расширение функций мониторинга;
  • оптимизация взаимодействия серверных модулей.

В части развития функционала системы на 2015 год запланированы:

  • интеграция АС «Инфобанк» с целевыми системами еКС, ЕФС по учету операций с ценными бумагами;
  • подключение дочернего DenizBank к системе денежных переводов «Колибри»;
  • интеграция с CRM и MDM;
  • реализация денежных переводов «Колибри» через устройства самообслуживания и Сбербанк ОнЛайн.

Отзывы:

ЦСИТ Александр Кузьмин, главный инженер ЦСИТ:

Выведены из эксплуатации локальные узлы территориальных банков Сбербанка, включая сервера баз данных, интеграционные сервера приложений и терминальные фермы, а также центральная ферма терминальных серверов, что также сократило стоимость сопровождения и высвободило вычислительные ресурсы.

Игорь Петров, ведущий инженер ЦСИТ:

Отпала необходимость в файловом обмене с территориальными банками Сбербанка, что положительно сказалось на надежности и доступности АС в целом.

Игорь Боровинский, главный инженер ЦСИТ:

Все ПО АС «Инфобанк» теперь обновляется централизованно на центральной группе серверов, ушли в прошлое проблемы с несовместимостью клиентской и серверной версий ПО. Благодаря сокращению трудозатрат на сопровождение, несмотря на передачу части административных функций из ТБ в ЦА, централизация АС на центральной группе серверов не привела к увеличению штатной численности группы сопровождения системы в ЦСИТ.

В перспективе в АС «Инфобанк» может быть включен продуктовый учет монет, лотерейных билетов, пластиковых карт, а также других продуктов Сбербанка, для которых создание отдельных систем нецелесообразно по экономическим причинам


Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar