Назад » »

Сбербанк диктует правила штрих-кодирования для платежей

Сбербанк совместно с некоммерческим партнерством «Национальный платежный совет» разработал национальный стандарт штрих-кодирования «Двухмерные символы штрихового кода для осуществления платежей физических лиц». Стандарт вступил в силу 1 сентября. В Сбербанке возможность оплаты для физических лиц платежных документов с использованием новой технологии уже реализована.

Сканирование двумерного штрих-кода на платежном документе

Двухмерные штрих-коды пришли в Сбербанк

Николай Петровский, руководитель проекта по внедрению двумерного штрих-кодирования в Сбербанке

О проекте рассказал ведущий руководитель проектов Николай Петровский.

С чем связано внедрение нового стандарта штрих-кодирования платежных реквизитов? Какую роль играл Сбербанк в разработке стандарта?

Применение технологии штрих-кодирования в процессе продаж и обслуживании клиентов уже давно доказало свою эффективность в самых разных отраслях. Банковский сектор не стал исключением. Но до недавнего времени все примеры успешного внедрения данной технологии носили в большей степени локальный характер: технология применялась в территориальных банках для приема платежей от какого-то отдельного поставщика услуг, при этом требовались значительные трудозатраты.

Для повышения эффективности, живучести и масштабируемости технологии приема платежей по штрих-кодам необходим был другой, более глобальный подход. Именно поэтому перед командой проекта, помимо собственно технической реализации, встала задача унификации правил формирования двумерного штрих-кода, наносимого на платежные документы. Эта унификация, в первую очередь, должна была затронуть поставщиков услуг, чтобы обеспечить появление на их платежных документах двумерных штрих-кодов, сформированных по единым правилам.

Чтобы придать этим правилам официальный статус и стимулировать поставщиков услуг внедрять их в свои процессы, Сбербанк разработал, а затем инициировал утверждение на федеральном уровне Стандарта штрих-кодирования платежных реквизитов. Документ разработали ведущие аналитики Сбербанк Технологии Владимир Волковский, Марина Левочкина и эксперт Наталия Зайцева.

В результате в июне 2014 г. наш Стандарт был высоко оценен профильными Техническими Комитетами Росстандарта и утвержден в качестве Национального ГОСТа. Так Сбербанк стал «законодателем моды» в этой высокотехнологичной области, предложив рынку единый и уже апробированный на базе сети Банка инструмент повышения эффективности обслуживания розничных клиентов.

В каких каналах Сбербанка будет применяться новая технология? На кого она ориентирована?

Технология двухмерного штрих-кодирования в Сбербанке ориентирована на обслуживание физических лиц и предназначена для повышения скорости и удобства проведения их платежей в пользу юридических лиц. Технология позволяет полностью автоматизировано (без ручного ввода реквизитов) проводить платежи не только клиентам нашего банка, но и любому физическому лицу, имеющему на руках платежный документ, сформированным с учетом нашего Стандарта.

Кроме этого, унифицированная технология позволяет без ручного ввода оплачивать счета любого поставщика услуг, а не только имеющего договор со Сбербанком. В таком случае платеж проводится по свободным реквизитам. Мы уже реализовали возможность приема платежей по двумерным штрих-кодам в целевых АС для трех каналов: в канале ВСП на базе ФП ЦПФЛ, на устройствах самообслуживания под управлением АС СИРИУС и в мобильных приложениях Сбербанк ОнЛайн.

Внедрение нашего решения в этих каналах идет в соответствии с планами развертывания целевых АС. Разработка коснулась не только банковских систем. В рамках проекта мы разработали сайт www.sbqr.ru, помогающий поставщикам услуг внедрять у себя технологию штрих-кодирования по нашему Стандарту. В создание этого ресурса, начиная от идеи и заканчивая реализацией, большой вклад внесла команда Сбербанк Технологии под руководством Алексея Чеканова, Заместителя директора ЦК инфраструктурных платформ и сервисов.

Наш сайт, помимо информационно-справочного сопровождения, является и полнофункциональным инструментом для небольших поставщиков услуг, которые не используют специализированное бухгалтерское ПО для печати платежных документов. Получив на сайте доступ к своему личному кабинету, пользователь может вести учет своих клиентов, создавать и хранить выставленные платежки, которые можно оплачивать по нашей технологии.

Кроме того, мы договорились с несколькими ИТ-компаниями о поддержке нашей технологии в их продуктах. И сейчас уже все поставщики услуг, использующие актуальные версии «1С» и «Парус», имеют возможность встраивать в свои платежные документы штрих-код, сформированный по нашему Стандарту штрих-кодирования.

Как шло внедрение? Кто принимал участие в проекте?

При всей кажущейся простоте реализация требуемого функционала вылилась в крупный интеграционный проект. Он был открыт в апреле прошлого года. В проекте участвовали около 200 специалистов Сбербанка, СБТ и всех территориальных банков. Были привлечены пять подрядных организаций. Суммарные трудозатраты превысили 12 000 человеко-часов. Большой объем работ пришлось выполнить и для оснащения всех ВСП (за исключением сельских однооконных) ручными сканерами штрих-кодов. В результате закуплено и установлено более 40 000 сканеров по всей России.

Модификации подверглись следующие основные системы Сбербанка: еПС, РБЦ, ЕРИБ, СИРИУС, КСШ, ЦПФЛ (модуль в составе АС ФСБ) и Мобильный Сбербанк ОнЛайн. Внедрение потребовало большого напряжения сил всей проектной команды. Существенным подспорьем было включение части систем в ПИР 12 и проактивная позиция координатора четных ПИР Марии Солдатовой.

Команда разработки стандартов штрих-кодирования в Сбербанке

В команде нашего проекта управлял взаимодействием с ПИР руководитель разработки СБТ Михаил Федоринин. А с неизбежно возникавшими проблемами нам помогали справляться команды разработчиков включенных в проект систем.

Хочу отметить вклад наших коллег из следующих команд: еПС – Екатерина Якобук, РБЦ – Дмитрий Березкин, СИРИУС – Анна Рождественская, ЕРИБ – Станислав Груздов, КСШ – Олег Мироненко, ЦПФЛ – Сергей Сельдемиров и Вадим Евдокимов, сайт www.sbqr.ru – Алексей Бобриков, Мобильный Сбербанк ОнЛайн – Дмитрий Морозов, команда тестирования – Анна Маркина.

С задачами администрирования нашего проекта успешно справилась старший аналитик Сбербанк Технологии Саида Алибейли. А разработку и согласование процесса инцидент-менеджмента по функционалу штрих-кодирования в территориальных банках обеспечила руководитель разработки Мария Балберова. Концептуальную архитектуру нам разработал руководитель направления УРАИТ Сергей Коломейцев.

И, конечно, хочу выразить благодарность всем коллегам, которые своим активным участием помогли нам реализовать такой сложный и интересный проект. Особо хочу отметить вклад территориальных банков. Внедрение технологии в канале ВСП не состоялось бы без своевременного оснащения рабочих мест сотрудников ВСП ручными сканерами. Эта задача, которой в нашей команде управлял менеджер проекта от Бизнеса Вячеслав Ли, решалась совместными усилиями бизнес- и ИТ-подразделений тербанков.

Ручной сканер для считывания двумерного штрих-кода

Помимо закупки 40 тыс. новых сканеров, было принято решение о частичном использовании для нашего проекта сканеров с подходящими характеристиками, ранее закупленных территориальными банками самостоятельно. Это потребовало дополнительного исследования их совместимости с нашей технологией, кодировками текста и форматами штрих-кодов.

Несмотря на проведенные работы, уже на стадии внедрения были выявлены отдельные ревизии сканеров ранее одобренных моделей, использование которых приводило к сбоям. Определить проблему и найти решение по исправлению удалось сотрудникам МЦТП МБ Елене Тагановой и Никите Логинову.

В результате анализа и многочисленных тестов были определены ошибки в работе системного ПО некоторых старых моделей сканеров. После подключения специалистов от компаний-производителей был реализован план по перепрошивке сканеров исправленным системным ПО. Таким образом, при активном участии специалистов МЦТП МБ и при содействии их руководителя Игоря Югая, удалось сэкономить значительные средства и выдержать жесткие сроки по подготовке ВСП к внедрению новой технологии.

Какие преимущества и выгоды обеспечивает внедрение штрих-кода?

В первую очередь – это сокращение затрат на проведение платежа клиентов сотрудниками Сбербанка. Также внедрение технологии штрих-кодирования повышает удобство и скорость проведения платежей в удаленных каналах обслуживания. Ручной ввод реквизитов при проведении платежей занимает несколько минут. Не исключением являются и ошибки ввода.

Внедрение технологии штрих-кодирования позволило уложиться в целевую метрику нашего проекта: время проведения платежа – не более 30 секунд! Помимо собственно экономии затрат, внедрением технологии штрих-кодирования мы повышаем удовлетворенность пользователей за счет повышения удобства использования. А это влияет на их лояльность, способствуя удержанию действующих и привлечению новых клиентов Сбербанка .

Как вы оцениваете перспективы развития новой технологии штрих-кодирования в Сбербанке?

Примененные при реализации нашего проекта подходы упрощают процесс внедрения технологии, как внутри банка, так и у компаний поставляющих услуги. Что в сочетании с инвариантностью, заложенной в нашем Стандарте штрих-кодирования, стимулирует массовое применение технологии поставщиками услуг самого разного уровня.

В перспективе данную технологию можно будет использовать в любых процессах, где требуется надежная «оцифровка» реквизитов, нанесенных на платежные документы. Например, я знаю, что уже есть планы по реализации технологии штрих-кодирования для пенсионных продуктов и коробочных продуктов банковского страхования. Наша команда готова поделиться накопленным опытом с участниками других проектов Сбербанка.

Источник: газета для сотрудников «Сбербанк Технологии» – СБТ Vision


Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar